5 основных этапов разрешения трудовых споров

Люди приходят в компанию, а уходят от руководителя – эта мудрая истина известна многим. По статистике, 70 % работников увольняются, потому что у них не сложились отношения с начальством. В процессе работы между сотрудниками и администрацией периодически вспыхивают конфликты и трудовые споры, которые необходимо решать исключительно законными методами, именно поэтому трудовое право обязаны знать обе стороны.

Инициаторами разбирательства чаще всего выступают наёмные рабочие, поскольку их не устраивают неправомерные действия или бездействие руководства. Сегодня мы рассмотрим, какие бывают трудовые споры и порядок их разрешения по действующему законодательству.

Трудовые споры – что это

Под термином «трудовой спор» понимают неурегулированное разногласие между руководством предприятия и сотрудником.

Причиной споров считаются правонарушения в сфере труда, например, ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Однако нередка и обратная ситуация, когда субъект действует в рамках закона, но другая сторона считает его действия неправомерными.

Проблемой является недостаточные знания у работника о своих собственных правах, а также обязанностях нанимателя, вследствие чего он не в состоянии защитить себя, обоснованно заявить о своих претензиях. Работодатели пользуются этим и часто злоупотребляют служебным положением.

Примеры возникновения конфликтных ситуаций таковы.

  • Вовремя не выплаченная зарплата.
  • Наниматель не предоставляет работнику законный отпуск.
  • Нарушение при оплате компенсаций – отпускных, больничных и т.д.
  • Несправедливое наложение дисциплинарных наказаний – выговор, лишение премиальных выплат, штраф.
  • Нарушения при увольнении или сокращении.
Обиженный сотрудник имеет право подать заявление в комиссию по трудовым спорам (КТС) или обратиться в государственную инспекцию по труду (Роструд). Нередки ситуации, когда решить конфликт можно, только обратившись в суд.

Если в правах был ущемлён не один гражданин, а группа людей, то спор называется коллективным. В этом случае порядок разрешения трудовых споров состоит из следующих мероприятий.

  1. Собирается примирительная комиссия, которая определяет причины разногласий.
  2. Заседание ведётся при участии нейтрального посредника, разрабатываются действия по склонению сторон к компромиссу.
  3. Если стороны отказываются примириться и пойти на взаимные уступки, то привлекается к процессу трудовой арбитраж, который и выносит окончательное решение.

Основные категории трудовых конфликтов

Спорные ситуации можно разделить на пять видов.

По правоотношениям

Конфликт возникает вследствие следующих правонарушений:

  • Трудовые отношения, например, задержка зарплаты, несправедливое увольнение и т.д.;
  • Производственные отношения:
    • несоблюдение прав при приёме на работу. Например, отказывают в трудоустройстве инвалиду или иному человеку, с которым работодатель обязан заключить контракт;
    • ненадлежащее выполнение правил безопасности и охраны труда;
    • правонарушения в области подготовки кадров, например, направление на квалификационные курсы или стажировку в другой регион;
    • несправедливые возмещения материального ущерба, когда из зарплаты работника удерживается неправомерно высокая сумма;
    • недостаточная компенсация за причинённый вред здоровью на производстве.

По субъекту

Трудовые споры можно разделить на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальный спор представляет собой ситуацию, когда начальник и его действующий или бывший подчинённый имеют разногласия в вопросах и нормах трудового законодательства. Наёмный работник выступает самостоятельной стороной и действует только от своего имени. Предметом спора может быть его личный финансовый или производственный интерес.

При коллективных конфликтах к руководству с претензиями о нарушении прав обращается уже группа подчинённых. Причинами могут являться изменение условий труда, графика работы, невыполнение соглашений, а со стороны руководства могут выдвигаться несогласия с принятыми профсоюзом решениями.

По характеру конфликта

Бывают споры о правильности применения трудового законодательства. В этом случае работники могут защитить свои права и восстановить их.

По характеру конфликта

Иная ситуация, когда недоразумения возникают на почве изменения существующих условий работы или введение абсолютно новых. Например, изменили график отпусков или установили новый тарифный разряд.

По способу разрешения

  • Исковый. В этом случае разбираются нарушения норм законодательства, нормативных актов, статей Трудового кодекса. К таким конфликтам относятся практически все индивидуальные споры.
  • Неисковый. Этот способ присущ коллективным конфликтам, когда работников не устраивают новые правила или изменения в существующих документах.

По спорным объектам

Предметами спора являются:

  • неправильная организация работы;
  • неоплачиваемый сверхурочный труд;
  • задержка или невыплата зарплаты;
  • отказ оплатить положенные компенсации;
  • нарушения при увольнении или сокращении;
  • несоблюдение безопасности и охраны труда;
  • одностороннее изменение пунктов трудового договора;
  • несправедливые взыскания и штрафы.

Порядок разрешения разногласий – последовательные действия

Если возник спор, но с руководством предприятия не был найден консенсус, то сначала рекомендуется обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) или написать жалобу в инспекцию Роструда.

Согласно Конституции, индивидуальные споры могут решаться сразу в судебном порядке, минуя иные инстанции. Механизм урегулирования коллективных споров несколько иной – после общего собрания формируется список претензий к нанимателю, которые он может удовлетворить в течение 3 дней. В противном случае созывается комиссия по примирению, следующим шагом идёт арбитраж и забастовка.

Рассмотрим универсальное разрешение трудовых споров.

Оценка ситуации с точки зрения трудового контракта

Сначала следует выяснить, какой пункт договора нарушил начальник, чтобы правильно сформулировать претензию, подкрепить её статьями из ТК. И только потом выбирать, куда и к кому обращаться со своей проблемой.

Мирное урегулирование проблемы

Юристы рекомендуют начать решение конфликта путём переговоров с работодателем. Нужно чётко обосновать свою позицию с приведением статей, по которым были выявлены нарушения. Если вы не уверены в своей компетенции, проконсультируйтесь с юристом по трудовым вопросам.

Умный руководитель пойдёт на уступки. Недальновидный может пойти на принцип и получить проблему намного большую, чем она была изначально.

Подача жалобы и вынесение решения

Если администрация предприятия не пошла вам навстречу, но вы решительно настроены добиться справедливости, тогда следует обратиться в комиссию по решению споров.

КТС состоит из одинакового количества представителей от сотрудников и руководства, является компетентным органом и имеет право решать любые трудовые разногласия. Жалоба будет рассмотрена в десятидневный срок в присутствии всех заинтересованных сторон. После заслушивания всех обвинений и аргументов будет проведено голосование и вынесено решение.

Подача жалобы и вынесение решения

Если на предприятии нет такой комиссии, то можно подать жалобу в Роструд. В полномочиях инспекции не только провести нужные проверки, но и восстановить нарушенные права работника, а также наказать зарвавшегося нанимателя.

В случае когда одна из сторон считает решение КТС или Роструда неудовлетворительным, есть смысл обратиться в суд.

Старайтесь, чтобы судебные разбирательства были последней инстанции при решении конфликта. Вы имеете полное право сразу подать иск в суд, минуя остальные возможности примирения, но тогда приготовьтесь к финансовым затратам, длительным срокам и потраченным нервам.

Без юридической поддержки вы тоже вряд ли справитесь, нужно правильно составить иск, подготовить необходимый пакет документов, выстроить линию выступлений в суде.

Оспаривание и апелляция

Если вас не устроило решение КТС, то вы можете обратиться в вышестоящую инстанцию – государственную трудовую инспекцию или суд. На это вам даётся 10 дней.

Итак, вы получили на руки письменную резолюцию комиссии. Сначала посоветуйтесь с юристом. Если он скажет, что решение было принято верно, то лучше больше ничего не предпринимать – не стоит тратить свои силы и нервы на заведомо проигрышное дело.

Но если есть шанс выиграть и вы готовы бороться дальше, то напишите обоснованное заявление о несогласии с результатом на имя председателя КТС. Скорее всего, ничего не изменится, но у вас будет лишний документ о бездействии комиссии. Не забывайте, что она состоит из сотрудников и администрации компании, то есть люди могут быть не всегда компетентны в своих решениях.

Подготовьте документы, которые были приобщены к рассмотрению трудового спора. Напишите жалобу в инспекцию по труду. В месячный срок она будет рассмотрена, и вам сообщат о результате. Возможно, будет проводиться внеплановая проверка на предприятии инспектором по труду, или он затребует документацию для ознакомления.

Обращение в инспекцию Роструда – удобная и абсолютно бесплатная возможность решить трудовой конфликт. Это главное отличие от обращения в суд, для которого требуется серьёзная юридическая поддержка.

Исполнение решения

Решение, которое принимает КТС, вступает в силу в десятидневный срок. Если за это время никто не направил дело на обжалование, то у руководителя есть три дня, чтобы восстановить ваши нарушенные права, иначе ему грозят штрафные санкции и возбуждение административного производства.

Как видите, борьба за свои права требует немалых знаний в области трудового права, поэтому лучше заранее заручиться юридической поддержкой и консультациями специалиста.

Особенности коллективных трудовых споров

Бывают ситуации, когда неправомерные действия руководства приводят к разногласиям не с одним подчинённым, а с целым коллективом.

Причины

Причинами зачастую являются нарушение прав наёмных рабочих.

  1. Изменение условий труда. Если работодатель изменяет их в одностороннем порядке, без согласования с работниками, то у коллектива обязательно возникнет недовольство подобными действиями.
  2. Задержка заработной платы. Это одна из главных причин конфликтов между подчинёнными и начальством. Несмотря на то что нарушение материальных прав чреваты административными и даже уголовными последствиями, руководство многих предприятий систематически задерживает зарплату. Причиной может быть финансовая несостоятельность компании.
  3. Нарушение в предоставлении отпуска. По Конституции, каждый гражданин имеет право на отдых. Если недальновидное начальство затягивает с предоставлением очередного отпуска, практикует отзывы из него, то коллектив имеет право потребовать запретить нарушать график отпусков.
  4. Нарушение условий трудового договора. Систематическая невыплата премий, сверхурочный неоплачиваемый труд, изменение должностных обязанностей – всё это приведёт к открытому недовольству коллектива.

Этапы решения

Когда конфликт уже созрел, коллектив формирует конкретные требования к руководству, выбирает представителей для защиты своих прав или поручает профсоюзу действовать от своего имени. Делегация пытается договориться с работодателем мирным путём. Если он пойдёт на компромисс, то спор можно считать исчерпанным.

Этапы решения

При невозможности договориться создаётся комиссия, предназначенная для примирения сторон. Она должна состоять из одинакового количества представителей от работников и администрации. В течение трёх дней заседаний должно быть составлено примирительное соглашение.

Если одна из сторон не согласна с принятым соглашением, то приглашается независимый посредник, который не является работником данного предприятия, но считается специалистом в сфере разрешения конфликтов. По истечении трёх дней он или предлагает компромиссное решение, или подписывает протокол разногласий.

Последний уровень разрешения спора заключается в рассмотрении дела в судебном арбитраже, который созывается уже при участии инспекции по труду. Решение, которое он выносит, является окончательным и обязательным для исполнения.

В случае нарушения виновным грозит административная ответственность вплоть до увольнения. При откровенном недовольстве решением дело передаётся в суд и даже может быть объявлена забастовка.

Правила проведения забастовки

Благодаря тому что конфликт можно разрешить на более ранних стадиях, забастовки организовываются редко, но случаются ситуации, когда рабочим приходится к ним прибегать. Правила проведения забастовки регламентируются трудовым законодательством.

Основные положения таковы.

  • Созывается общее собрание всех работников предприятия, на которое должно явиться не меньше половины всех сотрудников.
  • Сообща принимается решение о проведении забастовки, формулируются требования администрации и выбирается делегация представителей для переговоров.
  • Руководство должно быть уведомлено о забастовочных мероприятиях не позже, чем за десять дней до начала. В уведомлении указывается характер забастовки, она может быть предупредительной или длительной, требования коллектива.
  • Никто не имеет права кого-либо заставлять принимать участие в забастовке.
  • Администрация обязана предоставить помещения для проведений собраний и создать надлежащие условия.
  • В ходе урегулирования разногласий могут привлекаться профсоюзы, общественные объединения, государственные органы.
  • Акция заканчивается подписанным документом, вследствие которого стороны приходят к компромиссу. Нарушение может привести к административной или даже уголовной ответственности.

Как избежать спорных ситуаций – рекомендации работодателю

Чтобы не возникали конфликты между работниками и руководством, администрации следует соблюдать ряд правил.

  • Нарушать трудовое законодательство и ущемлять права подчинённых недопустимо.
  • Хотите малой кровью избавиться от «неудобного» сотрудника? Ни в коем случае не увольняйте его по статье, не принуждайте к написанию заявления «по собственному желанию». Идеальным вариантом будет формулировка «по соглашению сторон» с выплатой хорошей компенсации.
  • Изыскивайте финансовые возможности, чтобы предоставлять своим работникам льготы и гарантии в чуть большем количестве, чем положено по закону.
  • Будьте в курсе общественного настроения. Предупреждайте развитие конфликтных ситуаций. Интересуйтесь у подчинённых, чем они недовольны, возможно, у них есть конструктивные предложения.
  • Создайте КТС, пусть недовольные сотрудники знают, куда могут обратиться при возможных разногласиях. Лучше решить проблему мирным путём, чем выносить сор из избы.
  • Решайте спорные ситуации на начальных этапах, не раздувайте из искры пламя.
  • Не забывайте оплачивать сверхурочные. Если финансовое положение компании не позволяет дополнительную оплату, то прописывайте этот пункт в договоре. В качестве компенсации работник должен получить отгулы или дополнительные дни к отпуску.

Заключение

Всем нам, независимо от занимаемой должности, присущи ошибки, плохое знание прав и обязанностей.

Часто работодатель сам провоцирует конфликтные ситуации, что заведомо приносит ему плохую репутацию и регулярные разбирательства трудовых споров. Чтобы избежать этого, нужно восполнить пробелы в области трудового законодательства и стараться не нарушать права подчинённых.

А наёмным работникам необходимо знать, каким образом можно защитить себя от начальника-самодура, куда обратиться с жалобой. Комиссия по трудовым спорам, инспекция по труду или суд – можете выбрать любую инстанцию, главное, чтобы конфликт разрешился в вашу пользу. Удачи!

Инна Смоленская

Разбираюсь в юридических вопросах гражданского права, владею экономическими понятиями. Рада писать для Вас.

Добавить комментарий