4 правила общения с коллекторами, которые замучили звонками из-за долгов

Тысячи российских жителей ежегодно становятся заложниками ситуации, когда коллекторы замучили звонками. Субъекты представляются сотрудниками банка и требуют вернуть долг. Иногда структура коллекторов создается в банке или является отдельной фирмой, перекупившей долг у финансового учреждения по договору уступки права требования. Они возмещают средства за неуплаченный долг в пользу кредитора.

Принцип работы коллекторов

Еще до недавнего времени работа коллекторов являлась незаконной, и юристы советовали гражданам не обращать внимания на ночные звонки с угрозами, сообщения по телефону, визиты домой и на работу без предупреждения. В декабре 2013 года вышел закон «О потребительском займе» (кредите), в котором прописаны правовые границы для деятельности субъектов по выбиванию долгов.

Сначала субъекты требуют вернуть кредит, обращая внимание на последствия, терроризируют незапланированными встречами в самых случайных местах, если телефонные беседы с должником не дают эффекта. Редко дело заканчивается подачей судебного иска на человека, и дальше наступает судебное разбирательство.

Основание коллекторской деятельности

К коллекторским услугам банк обращается, если проблематичным становится возвращение денег по кредиту. Банк может привлекать специалистов на временную работу для возврата финансов до суда или передать права требования возврата в соответствии с заключенным договором.

Статья 12 закона «О потребительском кредите» позволяет банкам уступать права требования при определенных условиях, которые содержатся в статье 382 Гражданского Кодекса России. Информация гласит, что передача прав на возврат ссуды становится возможной в случае, если это прописано в договоре между займодателем и заемщиком.

При составлении и подписании договора заемщик информируется о включении в документ строки о разрешении или запрете передачи третьему лицу права требовать долг. Если в договоре нет такого пункта, то разрешение автоматически вступает в силу и дополнительного извещения об этом не требуется.

Если достают коллекторы по телефону, а человека официально не известили, гражданин должен знать четкие правила поведения. Он может игнорировать деятельность коллекторов и платить банку долги по ранее выбранной схеме, так как при передаче права на востребование долга условия его возврата остаются прежними.

Коллекторы имеют право общаться с должником по телефону, встречаться и присылать сообщения в деловой манере без угроз. Для этого выделено время с 8:00 часов утра до 22:00 вечера, а в выходные и праздничные дни часы следующие: с 9:00 до 20:00 . Если коллектору нужно встретиться в другое время суток, то на это должно быть письменное согласие гражданина, но он может отказаться от такого делового свидания и не давать разрешение.

Документы коллекторов

Без предъявления сборщиками «корочек» общение с ними следует немедленно прекратить. Известны случаи, когда под видом официальных специалистов к неплательщикам приходили мошенники, не имеющие никакого отношения к упомянутому банку.

Если в дверь звонят коллекторы, что делать в такой ситуации? Гражданин должен обязательно знать об основных правилах общения с такими специалистами. Например, для подтверждения полномочий он может потребовать от них показать следующие документы:

  • документ, который может удостоверить личность сборщика налогов;
  • доверенность на ведение дел от начальника фирмы, что исключает мошенничество;
  • копия договорного документа, являющегося основанием для права требования, при этом оригинал должник может запросить в коллекторском агентстве.

Сотрудники коллекторского формирования при визите называют должность, наименование организации, ее расположение (адрес) и информацию о кредиторе (если коллектор привлечен для временных мероприятий по взысканию долга).

Как избавиться от коллекторов

Непосредственные действия сотрудников агентства

Движение коллекторов в России насчитывает уже больше десятка лет, но за короткое время специалисты заработали криминальную репутацию. Известны случаи не только многочисленных угроз, но и приведения их в исполнение. Некоторые сотрудники агентства доводят должников до самоубийства, похищают дебиторов или членов их семьи. Но в законе прописаны правила поведения коллекторов, а их нарушения иногда становятся материалом для уголовного дела.

Если достали коллекторы, что делать в такой ситуации, оговорено в законе. Граждане имеют полное право не впускать сборщиков домой, так как неприкосновенность жилья оговорена в статье 25 Конституции РФ. Проникновение в квартиру разрешается только судебным приставам, предъявившим исполнительный документ возбужденного делопроизводства. Такие нормативы имеются в Федеральном Законе «Об исполнительном производстве» и в нормах ГПК России.

Помощники банка не имеют права унижать человеческое достоинство гражданина, физически на него воздействовать. Должник может подготовиться к встрече, записать работу сборщиков на видео или иным способом зарегистрировать диалог. Факты нарушения могут зафиксировать свидетели, сведения нужно передать в полицию и прокуратуру. Чаще всего действия коллекторов вызывают административную ответственность, но бывают случаи уголовных преследований.

Сборщики долгов имеют право отправлять сообщения на телефон в отведенное время и являться на работу. Письменные сообщения должны содержать адекватные требования без малейших угроз. Могут быть перечислены негативные последствия невыплаты долга, но все они должны быть в рамках закона.

На практике коллекторы редко обращаются в судебные органы, так как проходит срок исковой давности. Их деятельность рассчитана на морально неустойчивого должника, который начнет паниковать от наглых методов. «Спецы вышибания» угрожают немедленным появлением пристава и конфискацией имущества в последующую минуту. Для телефонного перезвона привлекаются хамоватые личности.

Советы по выбору тактики общения

Очевидным фактом является то обстоятельство, что долги по кредиту нужно оплачивать. Но иногда человек не может заплатить временно. В таком случае никто не имеет права вторгаться в личную жизнь и создавать неудобства, это также очевидно.

Разговор с коллекторами по телефону

Первый вариант — гражданин может ничего не предпринимать, так как у него есть на это право, если что-то нужно сотрудникам агентства — пусть обращаются в суд. Многих интересует, если достают коллекторы по телефону, что делать в такой ситуации? Можно занять игнорирующую позицию, ведь они сами звонят, гражданин их об этом не просил, пусть говорят.

Если общаться с ними, то нужно следовать определённым правилам.

  1. Если коллекторы названивают и настаивают на переходе к ним прав погашения долга, то нужно требовать прислать по почте документальное подтверждением передачи (копию), их учредительные разрешения на работу как юридического лица. До получения информации по почте не нужно с ними разговаривать.
  2. Если сборщики и дальше беспокоят звонками и говорят, что выслали документы обычным письмом, а человек его не получал, то нужно настоять на варианте заказного отправления, так как обычное может потеряться на почте.
  3. Иногда в качестве сотрудника агентства вступает лицо, у которого к должнику имеются собственные личные счеты. В ГК России есть статья 388, где прописано требование к личности, которой уступается право требования долга, и такое обстоятельство недопустимо. Гражданин может заявить, что его беспокоят незаконно.
  4. Передачу права на востребование долга нелицензированной коллекторской конторе, у которой нет прав на ведение финансовой деятельности, может рассматриваться как нарушение банковской тайны.

Звонят коллекторы

Общение по телефону можно прервать, так как человек не видит, кто с ним общается, и может сказать, что ему надоедает мошенник, представившийся коллектором. Иногда упоминание о собственном адвокате, который вскоре свяжется с сотрудником конторы, позволяет прекратить разговор.

Личный разговор со специалистами агентства

При разговоре нельзя сообщать о себе дополнительную информацию, касающуюся как самого дебитора, так и его близких людей, детей. Если совсем замучили визитами, то нужно поставить камеру или смотреть в глазок. На приказы открыть дверь не реагировать, даже если сборщик утверждает, что знает о присутствии жильца в квартире. Это неприятно, но приходится терпеть, через некоторое время сотрудник поймет бессмысленность действия.

Для этого нужно знать особенности общения.

  • Если визитов приходится ждать ночью, то прямой путь к участковому с заявлением на хулиганские действия, нарушение прав человека, угрозу жизни и вымогательство. Родители или близкие человека, если коллектор повадился к ним, могут совсем на него не реагировать и также обратиться в полицию.
  • Все разговоры с сотрудником пишутся на диктофон, при этом можно сказать ему об этом, то есть с его согласия такие записи могут стать свидетельством нарушения прав в суде. При уличной атаке на вопрос «Вас зовут так-то?» можно не отвечать, чтобы иметь возможность уходить от ответов. Проверять документы они не будут, так как нет полномочий на такие мероприятия.
  • В случае бесцеремонного выбивания двери или вызывающего поведения нужно вызвать наряд полиции по адресу проживания. Некоторые под угрозами впускают коллекторов в квартиру, но наглые действия этих личностей приводят к еще большему дискомфорту, поэтому так поступать не нужно. Коллекторы могут надоесть человеку, и отвечать придется уже им.

Правила касательно документов

На этот счет есть единственно верное правило — никогда не брать и не давать коллекторам документы. О проставлении подписей на любых бумагах не может быть и речи, и требовать иного сотрудники коллекторского агентства не могут. Гражданин не заключал с ними договоров, их представители не относятся к категории правоохранительных органов.

Некоторые рьяные «выбивалы» надевают форму, напоминающую омоновскую, трясут перед носом красными корочками непонятного происхождения. Но это может подействовать только на неискушенного обывателя. Старый прием срабатывает в некоторых случаях, но это красивый спектакль. Лучше таких визитеров отдавать полиции.

Психологическое давление оказывается различными способами, но человек всегда должен помнить, что предъявить ему исполнительные документы может только пристав, если есть решение суда по делу. Иначе всякое общение с нагловатыми субъектами не нужно в принципе. Конституция гарантирует всем российским гражданам право решать спорные вопросы с привлечением судебной системы.

Если коллекторы требуют заплатить штраф или пеню, то можно вежливо прекратить общение. До суда все эти требования не имеют законной силы, их выдумали сотрудники агентства для прерывания срока давности. Нужно сказать о наступлении срока трехлетней давности, после которого суд не имеет права взыскивать с человека любые банковские долги.

Если такие обстоятельства наступили, то об этом нужно сообщить во время суда. Но нужно помнить, что срок исковой давности начинает отсчитываться с последнего действия должника (платежа) и прерывается при совершении финансовой операции дебитором, затем отсчитывается заново. Возвращать долг банку нужно, но с учетом закономерных штрафов и пени, так как требования коллекторов часто имеют заоблачные суммы, имеющие к реальности смутное отношение.

Обычно в суде все размеры требуемых коллекторами штрафов заметно уменьшаются или совсем убираются. Часто сотрудники агентства запугивают граждан с целью немедленно получить деньги тем, что на сумму долга накручиваются каждый день непомерные проценты. Но должнику следует знать, что даже если проценты превысят тело банковского кредита, то суд никогда не стребует непомерные суммы. Он может их уменьшить.

Заверения коллекторов о привлечении гражданина к уголовной ответственности являются чистой «липой», так как все кредиты выдаются в границах гражданско-правовых отношений. Все письма и документы об этом нужно сохранять, как и диктофонные записи разговоров.

Для тех людей, что стали жертвами коллекторов, существует правило — не поддаваться панике. В нашей стране действует система отношений между банками и их дебиторами. Действующими лицами в этой связке выступают законные представители власти, но никак не нагловатые субъекты, запугивающие должников.

Инна Смоленская

Разбираюсь в юридических вопросах гражданского права, владею экономическими понятиями. Рада писать для Вас.

Добавить комментарий