Что такое франшиза и франчайзинг: 7 видов бизнеса и полезные советы для новичков

Век живи, век учись! Как много еще нужно знать начинающему предпринимателю! Вот накопили вы стартовый капитал и решили вложить его в бизнес, читаете информацию и подыскиваете себе сферу деятельности. Но не тут-то было! Столько мудреных словечек и терминов, что просто руки опускаются, а вместе с ними и желание что-то начинать. Неужели, чтобы стать успешным, необходимо закончить экономический, учетно-финансовый, юридический и еще два с половиной университета?

Не паникуйте! Все не так сложно, как кажется. В конце концов и слон когда-то был маленьким. Так что берите себя в руки и давайте вместе разбираться в тонкостях ведения бизнеса. И начнем с часто задаваемого вопроса – что такое франшиза.

Франшиза и франчайзинг

Помните, в детстве многие увлекались игрой на внимательность – искали отличия на двух, казалось бы, одинаковых картинках? Сейчас и мы займемся подобным сравнением, но объектом нашего внимания будут экономические термины.

Попробуем объяснить предприимчивому Василию Петровичу простыми словами, что такое франшиза. Перед ним стоит дилемма – начать свое дело с нуля, набивая шишки на ошибках, стараться раскрутить свою торговую марку или выбрать известную компанию, твердо стоящую на ногах, и купить у них право заниматься бизнесом под их защитой? В первом случае Василий Петрович будет сам себе хозяин, но неизвестно каким боком повернется к нему фортуна. Во втором случае ему придется подчиняться жесткому регламенту ведения дел.

Твердо оценив свои возможности, Василий Петрович решил работать «под крышей» известного бренда. То есть он покупает франшизу на ведение бизнеса.

 Франшиза – это право частного или юридического лица открыть бизнес под эгидой известной компании, использовать их разработки, технологии, способ ведения предпринимательства.
Франшиза и франчайзинг

Риски у Василия Петровича существенно снизятся, но ему придется послушно соблюдать все правила и требования владельца бренда, иначе партнерское соглашение будет расторгнуто.

Так, с франшизой разобрались, перейдем к следующему определению – что такое франчайзинг?

Компания, которая предоставляет услуги франшизы, называется франчайзер. Дочерняя компания Василия Петровича именуется франчайзи. А вид партнерских отношений между франчайзером и франчайзи будет называться франчайзинг. Фух, разобрались в отличиях!

Прежде чем Василий Петрович решит приобрести франшизу, он должен знать, что оплата франшизы делится на 2 вида.

  1. Паушальная – первоначальный взнос за возможность пользоваться торговым брендом.
  2. Роялти – регулярные платежи от выручки, обычно составляют от 5 до 15 %.

Часто они комбинируются. Кроме того, необходим стартовый капитал для открытия бизнеса «под ключ». Ведь нужно найти подходящее помещение, заплатить за него аренду на длительный срок, сделать ремонт и закупить оборудование. Все это стоит немалых денег.

Конкретный пример франшизы

Объяснить простыми словами, что такое франшиза в бизнесе, можно на конкретном примере.

Василий Петрович очень хочет открыть свое дело, но боится прогореть, так как не обладает необходимыми знаниями и опытом. Ему рассказали о бизнесе по франшизе, и эта мысль показалась настолько интересной, что Василий Петрович обратился в ассоциацию франчайзинга, где ему подобрали несколько вариантов.

Изучив подробно полученную информацию, будущий бизнесмен выбрал известную компанию и купил франшизу. Очень переживал, как все пойдет. Но ему помогли найти подходящее помещение, нанять и обучить персонал, постоянно направляли и подсказывали. Бизнес стал процветать и окупился через несколько месяцев.

Таким образом, Василий Петрович купил право на торговую марку, и его за руку провели через все сложности становления бизнеса.

Основные разновидности франшиз

Франшизы бывают разные, какой вид выберет предприниматель, зависит от размера первоначального капитала, опыта ведения бизнеса и долгосрочных планов.

Давайте рассмотрим, какие бывают франшизы и как они работают.

  1. Классическая. Вносится первоначальный взнос и ежемесячные роялти. Франчайзер жестко и регулярно контролирует бизнес и выполнение договоренностей.
  2. Свободная. Минимальные роялти. Предприниматель более свободен в принятии решений, нет жесткого контроля.
  3. Бизнес под ключ (серебряная). Компания создает готовый бизнес и продает его с правом получать процент от прибыли. В дела франчайзи не вмешивается.
  4. Импортозамещающая. Производство продукции аналогичной известным брендам под отечественной торговой маркой.
  5. Бизнес в аренду. Сродни серебряной франшизе, но готовый бизнес не продается, а сдается в аренду на некоторый срок с возможностью продления. Франчайзи выступает в роли управляющего и работает за процент.
  6. Мастер-франшиза (золотая). Приобретение монополии на бизнес в отдельном регионе с полной свободой действия. Франчайзи может открывать филиалы и распространять субфраншизу.
  7. Корпоративная. Все активы находятся у франчайзера, он же и контролирует ведение бизнеса.

Основные разновидности франшиз

Существует множество направлений бизнеса, которыми можно заняться с помощью франчайзинга. В России самыми успешными являются следующие.

  • Рестораны, кафе, закусочные, бистро и прочие заведения общественного питания.
  • Сеть супермаркетов по продаже продуктов и товаров общего потребления.
  • Производство продуктов по технологиям известных марок: хлебопекарни, мороженое, кондитерские изделия и др.
  • Спортивные секции, фитнес-залы, СПА-салоны, продажа спортивного питания.
  • Микрофинансовые организации (МФО), занимающиеся частным кредитованием.
  • Одежда, обувь, мебель, стройматериалы.
  • Филиалы известных интернет-магазинов.

Рассмотрим, что такое франшиза и как она работает на конкретных примерах раскрученных брендов — как дорогих, так и доступных для малого и среднего бизнеса.

Макдональдс

Самый популярный ресторан быстрого питания. В США открывалось множество подобных ресторанчиков и кафе, конкуренция была очень высока, поэтому владельцы «Макдональдса» решили распространить сеть по всему миру. Для этого им пришлось перейти на схему франчайзинга.

 Это один из самых дорогих и раскрученных брендов, приобрести франшизу и начать зарабатывать на «Макдональдсе» могут достаточно состоятельные бизнесмены. Сама франшиза стоит порядка 45000 $, но для открытия бизнеса «под ключ» необходим стартовый капитал не менее одного миллиона долларов.

Популярные варианты для потенциальных франчайзи

Перекресток

Сеть магазинов с качественными продуктами и профессиональным обслуживанием. Их владелец — Х5 RetailGroup. Первый магазин открылся в Москве в середине 90-х, сейчас по всей России их более 300.

Компания-бренд поставляет 90 % товара, контролирует работу магазина. Франчайзи продает товар и перечисляет выручку франчайзеру, который платит агентское вознаграждение (до 25 %). Грубо говоря, компания нанимает вас реализатором за процент от продаж.

Стоимость франшизы – паушальный взнос – 1-1,5 млн руб., инвестиции – 27 млн руб.

Subway

Ресторан фастфуда«Сабвэй» — хороший вариант для малого и среднего бизнеса. Первоначальный взнос составляет около 12 000 $, и ежемесячно платится роялти – 8 % от прибыли. Владелец оказывает юридическую и рекламную поддержку, условия ведения бизнеса достаточно выгодные.

Чтобы открыться «под ключ», закупить оборудование, снять помещение на длительный срок, сделать ремонт и обучить персонал, необходим стартовый капитал от 70 000 $.

У владельцев Subway уже нет собственных ресторанов, бизнес компании заключается в продаже франшизы и поддержке торговой марки. Кстати, «Сабвэй» давно опережает «Макдональдс» по обороту и является самой крупной сетью быстрого питания. И если «Макдональдс» рекомендуется открывать в крупных мегаполисах, то «Сабвэй» прекрасно и быстро окупается в небольших населенных пунктах с количеством жителей 30 000 человек.

Популярные варианты для потенциальных франчайзи

Кофе на вынос

Кофейни, которые продают кофе на вынос, – актуальный и выгодный проект, не требующий больших затрат.

В настоящее время существуют десятки хорошо раскрученных компаний, которые предлагают франшизы от 100 000 рублей.

Вкусная помощь

Молодая компания основана в Москве в 2010 году, а с 2013 года начала заниматься франчайзингом. Занимается производством эксклюзивных кондитерских продуктов-сувениров. Яркий дизайн и оригинальные идеи пришлись по душе многим.

Преимуществ франшизы много: быстрая окупаемость (несколько месяцев), возможность сделать наценку до 200 %, выгодные условия закупки, отсрочка платежей, юридическое и бухгалтерское сопровождение.

Запустить бизнес можно быстро как опытному предпринимателю, так и начинающему, первоначальные вложения около 350 000 рублей. Роялти отсутствуют.

Плюсы и минусы работы по франшизе

Франшиза в бизнесе пользуется большим спросом, она выгодна и компании-бренду, и ее франчайзи. Франчайзер не остается в накладе, потому что продавая права работать под своим именем, получает дополнительную прибыль и раскрутку своего бизнеса. А что от этого союза имеет предприниматель, купивший франшизу? И нет ли в бочке меда ложки дегтя?

Основные достоинства для франчайзи

  • Бизнес строится на использовании уже готовой и известной торговой марки, которая завоевала популярность и доверие потребителей.
  • На начальном периоде запуска и раскрутки франчайзи получает неоценимую консультационную и юридическую помощь.
  • Такой бизнес становится на ноги в несколько раз быстрее, чем обычный, начатый с нуля. До сих пор москвичи вспоминают, какие были очереди в «Макдональдс», когда он только начал работать. То есть прибыль и немалую франчайзи стал получать уже с первого дня.
  • Компания предоставляет по умеренным ценам фирменное оборудование, сырье для производства, технологии и т. д.
  • Легко получить кредит на ведение бизнеса, имея на руках договор франчайзинга.
  • Франчайзи проходит специальное обучение и начинает работу уже подготовленным. Франчайзер заинтересован в квалифицированных партнерах, поэтому создает специальные курсы и обучающие программы.
  • Нет нужды тратиться на рекламу, все уже сделано за вас.

Основные достоинства для франчайзи

Основные недостатки

  • Высокая стоимость франшизы. Чем раскрученнее бренд, тем больше нужно будет заплатить.
  • Франчайзи обязан вести бизнес строго по регламенту. Творческие инициативы не приветствуются. Шаг вправо, шаг влево — и контракт будет расторгнут. Для амбициозных предпринимателей – это удар по самолюбию.
  • Подводные камни в договоре, могут быть не слишком выгодные условия. Компания желает получать высокие доходы. Прежде чем подписать бумаги, следует проконсультироваться с юристом.

Франчайзер рискует только своей репутацией, но при малейшем несоблюдении условий договор расторгается, поэтому риски минимальны.

Иногда предприниматели покупают франшизы у компаний, о которых ничего не известно в данном регионе, хотя они являются популярным брендом в своей стране. В таком случае бизнесмены сталкиваются со сложностями привлечения клиентов, им приходится проводить грамотные рекламные компании. Поэтому обязательно изучите рынок.

Заключение договора

Франшизу продают компании, которые твердо стоят на ногах, имеют безупречную репутацию и очень ею дорожат. А значит, они будут требовать от своего подопечного-франчайзи соответствовать и оказывать качественные услуги.

Между франчайзером и франчайзи заключается подробный и детальный договор франчайзинга, который содержит следующие пункты.

  • Предмет договора, т. е. получение прав на использование торговой марки.
  • Права и обязанности сторон. Франчайзер обязан выдать технические и коммерческие рекомендации для грамотного ведения бизнеса. Контролировать и проводить плановые проверки. Осуществлять инструктаж и поддержку. Франчайзи обязуется не превышать полномочия, действовать в соответствии с правилами компании, предоставлять качественные услуги.
  • Сумму, инвестируемую в компанию.
  • Правила и условия партнерства.
  • Способ, сроки и процент взносов.
  • Штрафные санкции в случае нарушений контракта.

Заключение договора

Договор будет считаться действительным, если он заключен в письменной форме в двух экземплярах. После подписания его следует зарегистрировать юридически.

Максимальный срок заключения договора – 3 года, после чего его можно продлить либо разорвать отношения.

Советы специалистов

Не пренебрегайте рекомендациями профессионалов, если вы решили заняться предпринимательством под эгидой известных брендов. Пообщайтесь с другими предпринимателями-франчайзи выбранной вами компании – их мнение и отзывы очень важны.

Правила выбора франшизы

Выбрать компанию-франчайзера — дело непростое. Обратите внимание на следующие моменты.

  • Соберите информацию о компании. Как долго она существует, насколько стабилен ее доход, каков производственный рост. Пользуется ли она доверием потребителя.
  • Узнайте стоимость франшизы и процент ежемесячных отчислений.
  • Насколько лояльно компания относится к своим франчайзи. Обеспечивает ли юридическую и иную поддержку.
Обратите внимание на роялти – ежемесячные отчисления. Если в договоре стоит процент от продаж, то франчайзер заинтересован в росте бизнеса, будет всячески способствовать его развитию, направлять и контролировать. Если же отчисления фиксированные, то скорее всего компанию-бренд не интересуют ваши проблемы, главное, чтобы вовремя поступали деньги.

Как выбрать франшизу

Какова стоимость франшизы

Цена франшизы зависит от успешности и известности бренда. Чем известнее компания, чем больший у нее оборот, тем дороже будет первоначальный взнос и ежемесячные отчисления.

Самый дорогой франчайзер в России – «Макдональдс». Менее раскрученные бренды имеют более демократическую стоимость франшизы.

Можно ли обойтись без вложений

Любой бизнес требует стартовый капитал. Если вам предлагают франшизу без первоначального взноса, внимательно изучите все нюансы – бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Скорее всего вам придется отчислять роялти – процент от выручки.

Заключение

Если вы хотите заниматься предпринимательством, у вас есть деньги, но нет опыта, присмотритесь к бизнесу по франшизе. Это будет выгодно, если вы тщательно проштудируете информацию о компании, узнаете, насколько она популярна в вашем регионе, найдете интересные идеи по своему основному роду деятельности.

Рустам Заимов
Интернет-предприниматель

Более 10 лет занимаюсь интернет-предпринимательством. Веду тренинги. Охотно делюсь с Вами своими знаниями и опытом.

Добавить комментарий